Первобытные инстинкты как проблема общества

Первобытные инстинкты как проблема общества

В статье Технологии и прогресс для общества, написанной ранее, было описано, как технологии могут оказывать негативное воздействие на наше общество. В действительности, причина этих проблем не в технологиях, но в нашей неспособности использовать их более эффективно. Это обуславливается тем, что технологии постоянно развиваются, причем экспоненциально, в то время как человеческий организм, по сути, остается тем же самым уже на протяжении десятков тысячелетий.

То же самое применимо и к человеческому обществу. Цивилизация охватила землю, сформировав себя в виде сотен различных наций, управляемых сложными системами правительств, в то время как человеческий духовный облик остается в наилучшем соответствии с племенным обществом.

Представьте жизнь человека в те первобытные времена. Человек должен был посвящать свой день охоте и преследованию животных, пользуясь примитивными инструментами, в надежде поймать что-нибудь на обед, и в конце дня, взвалив тушу животного себе на плечо, должен вернуться в свою пещеру. Когда он, выбившийся из сил, приходит домой, его жена должна разделать и приготовить мясо, пока он находится в состоянии полного истощения, но абсолютной удовлетворенности своей добычей. Такая жизнь не нуждается в азарте и развлечениях.

Но когда человек начинает осваивать земледелие, у него появляется свободное время, он становится более поддающимся скуке. Эта тенденция продолжается и в наши дни. Когда доля применения физической силы в жизни человека уменьшается, состояние скуки постоянно усиливается вместе с тягой ее преодолеть.

Это желание к повышению азарта и развлечений становится причиной общественных проблем, потому что эти явления имеют большое количество негативных последствий. Злоупотребление алкоголем и наркотиками является результатом страстного желания разбавить тоску и попыток избавиться от своих жизненных проблем. Это же касается привязанности к азартным играм и появлению бандитских групп, проявляющих жестокость и насилие.

Но что насчет тех, кто избегает этих пороков? Многие люди осуждают проявление возбужденности и азарта в развлекательных целях. Они считают это грехом, которого нужно избегать любой ценой. Тот, кто поддается своим желаниям, в конце концов поплатится за это.

Но не является ли это осуждение лишь иной формой проявления азарта? Ревностное осуждение чего-либо является даже более разрушительной силой, чем алкоголь или азартные игры, если оно приводит к войне. Могла ли начаться вторая мировая война, если бы Гитлер не осуждал с такой страстью другие нации?

Пристрастие к возбужденному состоянию является причиной многих общественных проблем, но это намного менее разрушительно, чем два других первобытных инстинкта: страх и ненависть. Первобытный человек в целях выживания испытывает страх и ненависть ко всему незнакомому. И это справедливо. Внутри своего племени все являются друзьями, но другие племена людей это уже враги. Если кто-то один собьется с пути, оторвавшись от группы, и столкнется с представителями другого племени, то будет немедленно убит.

Эти примитивные инстинкты управляют нашей реакцией по отношению к другим нациям и идеологиям. Когда у нас появляется причина, будь то публичное проявление недовольства или сенсационные события, описанные в средствах массовой информации, мы с энтузиазмом выплескиваем свою ненависть на предмет нашего негодования. Это ведет к войне, которая в настоящее время приводит к сильному разорению вовлеченных государств. Исторически сложившаяся ненависть между конкурирующими нациями, христианами и мусульманами, капиталистами и коммунистами, не является столкновением идеологий, но представляет собой лишь примитивный страх неизведанного. Вероятно, может стать общепринятым тот факт, что пристрастие к возбужденности, страх и ненависть неприемлемы, если они ведут к боли, страданию и экономическому упадку. Но, владея таким знанием, существует ли способ улучшить общество, контролируя эти инстинкты?

Ответ заключается в просвещенности собственных интересов, возвышенной формы эгоистичности, которая приводит к пониманию простой истины: то, что хорошо для общества, также хорошо и для отдельного человека. К счастью, такое понимание можно развить благодаря образованию.

Образованные люди более охотно придерживаются конструктивных форм проявления возбужденности и азарта. Удовольствие от совершения поразительных открытий или понимания сложных принципов намного сильнее приводит в восторг, чем пустая материальная стимуляция потребностей в развлечении. Образование также способствует изучению иностранных культур и идеологий, что может уменьшить наш страх и неприязнь к другим людям.

Под образованием здесь понимается не обучение в престижных университетах. В такой ситуации это будет недоступно большинству людей. Образование подразумевает собой развитие правильного мышления, базирующегося, главным образом, на индивидуальном подходе.

Если вы хотите внести свой вклад в развитие общества, то попытайтесь найти понимание мира с помощью широты своих взглядов, исследований и анализа происходящего. Разобравшись со своими инстинктами, мы в силах смягчить их разрушительное воздействие на общество и создать более культурную цивилизацию.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *