Время, затраченное на обучение, не характеризует количество полученных знаний. Большее количество учебного времени не поможет, если ваше обучение изначально было неэффективным.
Целостное обучение
Умные люди не просто учатся лучше. Они учатся по-другому. В то время как большинство студентов погрязают в банальном запоминании фактов, умные ученики знают, как можно увидеть общую картину и соединить факты воедино. Такая форма обучения называется целостной.
Целостное обучение выступает противоположностью механическому запоминанию. Вместо того чтобы вычитывать списки фактов, правил или формул, вы пытаетесь найти способ совместить все идеи в одно целое. Вместо того чтобы иметь отдельные ящики в своей голове для геометрии, биологии и истории, вы сознательно связываете факты так, чтобы они образовали общую картину.
Чрезмерное время, затрачиваемое на учебу, говорит о том, что вы не используете целостный подход к обучению. Это свидетельствует о том, что вы не усваиваете материал с первого раза. Если вы будете правильно связывать идеи вместе, чтобы увидеть более широкую картину, то обучение будет представлять собой процесс, состоящий из кратких напоминаний.
Как усилить привычку стремиться к обучению
Целостное обучение не является ни техникой мозгового штурма, ни способом построения интеллект-карт. Оно в корне меняет ваш взгляд на процесс обучения и на то, как вы поглощаете информацию.
По сути, не существует какой-то программы из десяти условных шагов, чтобы освоить это. Но есть некоторые инструменты, которые помогут развить вашу привычку к обучению, чтобы оно стало более целостным:
- Висцерализация. Вы, вероятно, уже слышали о визуализации, не так ли? Висцерализация же означает объединение всех ваших чувств для принятия информации. Исследования показали, что люди легче запоминают более яркую информацию, которая приходит к нам в эмоционально-возбужденном состоянии. Объединение чувств, ощущений и образов делает идеи более реальными. В детстве вы использовали пальцы рук, когда изучали числа. Почему бы вам не применить подобный принцип в текущем процессе обучения?
- Метфора. Ключевым моментом целостного обучения является объединение вещей в одно целое. Метафора — это литературный прием, когда слово употребляется в переносном значении, когда мы сравниваем две вещи, которые, казалось бы, находятся в разных областях окружающей нас жизни. Придумывайте метафоры для описания сложных идей простыми словами.
- Правило десятилетнего. Попробуйте объяснить себе изучаемые понятия, как если бы вам сейчас было 10 лет. Конечно, это не всегда возможно, особенно если вы пытаетесь получить степень доктора медицины или хотите научиться применять нейронные сети для создания искусственного интеллекта. Суть в том, что вам необходимо попытаться упростить идею настолько, чтобы она стала казаться вам очевидной.
- Трассировка. Отложите свои учебники и возьмите из головы случайный факт. Затем попытайтесь соотнести этот факт с какой-нибудь другой концепцией в изучаемой вами теме. Продолжайте пошагово выполнять это, пока многие понятия не свяжутся для вас в одно целое. Династия Гупта может напомнить вам о Древней Греции, которая напомнит вам о Сократе, который напомнит вам о Конфуции и т. д.
- Сканирование. Попробуйте просканировать уже прочитанную информацию из своего учебника. Обратите внимание на ту информацию, которую вы не запомнили с первого раза, или в которой вы не уверены на 100 %. Воспользуйтесь висцерализацией и метафорами для ее закрепления. Если при таком сканировании вы понимаете, что вам слишком часто приходится обращаться к повторному усвоению информацию, то вы недостаточно стараетесь в своем обучении.
- Компрессия. Не вся информация бывает полезна для целостного обучения. Возьмем, например, изучение анатомии на первом курсе медицинского факультета. Анатомия подразумевает изучение определенных латинских названий для сотен различных частей тела. Здесь в основном нет четких моделей и концепций, просто сухой перечень фактов. Если вы имеете дело с подобной информацией, вам нужно прибегнуть к ее компрессии. Найдите способы группировки информации в более мелкие секторы памяти путем создания общих визуальных образов или применения мнемонических правил.
- Запись. Возьмите лист бумаги и запишите связующие элементы изучаемой информации. Ключевым элементом такого подхода является сам процесс записывания, а не конечный результат. Поэтому не тратьте свое время, пытаясь сделать это максимально красиво. Делайте простые наброски и используйте сокращения. Главное — связать все свои идеи в одно целое.
Хорошо применять логические приемы: анализ, синтез, сравнение, обобщение итд